четверг, 30 апреля 2020 г.


Забавно как складываются строки. Я собирался написать только "вступительный абзац" к отзыву на книгу. А в результате совершенно спонтанно родился этот текст (вступительный абзац к которому был дописан в самом конце)
Погрузившись в тему библиофильства, я все чаще стал задумываться о структуре своей библиотеки. А будучи инженером по образованию, явным образом тяготею к сбалансированным системам (библиотека это ведь тоже система). Быстрый анализ последних приобретений со всей очевидностью показал, что в последнее время я почти не приобретал качественной современной прозы. А уж историко-художественных книг у меня не появлялось, наверное, уже лет десять. В отличие от научно-популярной исторички, тонкий ручеек которой никогда не пересыхал. Прошлый раз подобный рефлексивный анализ книжных новинок привел к погружению в поэзию разных стран и эпох. На полке появился ретроспективные сборники английской и русской поэзии, французские "Проклятые поэты", а список "к приобретению" пополнился еще дюжиной сборников. Мои пристрастия к рифме и поэзии это погружение в целом не изменило. Однако я укрепился во мнении, что поэзии издают не просто мало и "не правильно", хотя здесь я рискую впасть в грех фарисейства, взявшись судить рискованную область книжно издательского бизнеса. Впрочем ни на минуту не пожалел об обновках и с удовольствием погружусь вновь в разные моря поэтического океана.
Теперь же пришел черед немного выправить другой дисбаланс. Но перед погружением современную художественную и художественно-историческую литературу хочу провести небольшой эксперимент. Напишите друзья, какую одну книгу порекомендовали бы вы мне? И если не боитесь я готов рискнуть, предложить книгу вам.
#книги #книжныйчервь #люблюкниги #букстаграм #люблючитать #bookworm #books #reed #bookstagram

воскресенье, 16 февраля 2020 г.

Короткие слова – великие лекарства

   Есть художественные книги которые только притворяются книгами "Про книги" или "про чтение". Красивая "вывеска" на обложке и некоторое количество картонных декораций в виде "читающего человека" или панно со схематично нарисованными обложками вот и все что в них от книг.
   Есть книги в которых книга, библиотека, текст лишь один из эпизодов. Возможно важный и хорошо прописанный, однако не являющийся Сутью книги. Еще меньше книг, где книга полноправный персонаж, главный или второстепенный, но не менее ценный. Как и положено персонажу она меняется, взаимодействует с другими и за ее "похождениями" всегда очень интересно наблюдать!
Но встретились мне на пути несколько книг буквально пронизанных книгами, чтением, литературой.  В них художественный текст и его читатель, жизнь и литература сплетены в неразрывную и безумно увлекательную сеть.  Одна из таких - недавно прочитанная книга Микаэлья Юраса "Короткие слова – великие лекарства".  Сюжет ее на первый взгляд прост и незамысловат. Простой Парижский библиотерапевт: лечит, выживает, любит, гуляет. Но каждый шаг этого "обычного" человека пронизан книгами, литературой. Его воспоминания, повседневное общение, мысли о будущем (первое, второе и третье удивительно непринужденно перетекает друг в друга) буквально пронизано "книжной паутиной". И на мир он смотрит сквозь призму прочитанных произведений, а попытавшись перечислить "абсолютно необходимые" ему книги вряд ли остановиться не упомянув доб
рую сотню названий, что не мешает ему.... На самом деле ничему не мешает. Ни лазить по крышам с книгой в кармане, ни провожать свою девушку на манифестации (которые к слову он терпеть не может) в попытке защитить. И конечно как Настоящий Бибилотерапевт он всегда "знает" какую книгу стоит прочесть в той или иной жизненной ситуации.
Глубокая в своей легкости, мудрая в своей простоте, хорошая книга с книгами.
Не знаю рождается ли истина в споре, но то, что в диалоге рождаются идеи для меня несомненно. 
Потому хочется продолжить разговор о "библиотеке которая собирает себя сама". Безусловно данный феномен присущ не только библиотеке библиофила. Но в той или иной степени любому книжному собранию, чей владелец (или с определенного момента более уместно использовать слово "Симбиот") озабочен не только  красотой и статуарностью книг на полках, но воспринимает их (книги) как нечто цельное, занимающее в его жизни определенное место.
Почему "книголюб обыкновенный" покупает ту или иную книгу и ставит ее на полку, что за странное желание "тратить деньги на раскрашенный пыле сборник". Почему он выбирает именно вот ЭТУ книгу?  Чаше всего ответ очень прост. Ему хочется прочесть книгу "похожую" или "Не похожую" на ту, что он уже читал. Ему кажется (по аннотации, по отзывам других книголюбов), что Эта книга доставит ему удовольствие! Откуда же он это знает? Вероятно потому, что Уже читал ;)
Библиотека профессионала следует за ним в его становлении и развитии. Возможно иногда опережая своего владельца. Книги по одной из занимающих профессионала тем неизбежно потянут за собой другие, потребуют наличия на полке вот того справочника и еще вот этого материала. Изучая  некий материал понимаешь, что необходимо ознакомиться с еще одним (или двумя, тремя). Библиотека профессионала подтягивает и вбирает в себя книги дополняющие и расширяющие свое профессиональное информационное пространство.
О библиотеке библиофила  писать сложнее, прошло совсем немного времени с тех пор как я с некоторой осторожностью позволил себе произнести "возможно я библиофил?". Читая воспоминания людей которых история уже присудила к этому званию, пытаюсь понять как же пришли  они именной у тому книжному собранию которое с гордостью называют Библиотека библиофила! Мне кажется любой библиофил одновременно является библиотекарем свой личной библиотеке. Его заботят вопросы комплектования, каталогизации, описания и хранения. Со временем, изучая предмет своей страсти, описывая и каталогизируя свою библиотеку, видишь как разделы, подразделы, категории и группы книг, пересекаясь, дополняя друг друга создают как будто сами собой новые сочетания. И вот ты уже присваиваешь новый шифр и начинаешь добирать книги для нового подраздела... 

суббота, 15 февраля 2020 г.


Забавно как бывает. Порой книги "настаивают" попасть к тебе домой. Эту книгу я увидел в продаже в день визита этого человека в Россию. Я не купил ее за неделю до non/fiction - на выставке куплю. На выставке не купил, потому что "смог положить на прилавок". И вот сегодня на моем любимом распродажном лотке вновь увидел ее. Новенькую, ещё не запылившуюся, еще даже без магазинного ценника ее на моих глазах достали из коробки и приклеили крошечную бумажку с цифрой 200. Ну как было устоять против такого настоятельного приглашения.
А еще она оказывается прекрасно помещается в карман моего плаща.).
Вообще то сообщению этому почти 4 месяца. И все это время оно пролежало в "черновиках". И только сегодня ночью наконец добралось...куда-то

пятница, 14 февраля 2020 г.

На этой неделе я проснулся с занимательной мыслью.
"Все другие библиотеки направлены вовне, но только библиотека библиофила направлена внутрь себя"
Не будучи уверенным в авторстве, тем более формулировка вышла довольно архаична, я как честный человек попытался найти источник. Увы безуспешно.
Поскольку мысль и не думала забываться ;), пришлось ее "додумать", расшифровать и записать.
Итак: 
1) Библиотека "книголюба обыкновенного" - довольно хаотичное на первый взгляд книжное собрание (при том, что не всякое такое собрание можно и библиотекой-то назвать). Очевидно оно ориентировано на вкусы и эстетические пристрастия своего владельца.
2) Библиотека профессионала - врача, филолога, программиста,  представляют из себя прежде всего рабочий инструмент, ориентированный на профессиональную деятельность владельца.
3) Библиотека коллекция - человек собирающий такую библиотеку озабочен как правило редкостью и как следствие рыночной ценой своего собрания.
 Посмотрим же на библиотеку библиофила. В отличие от собрания книголюба обыкновенного, библиотека библиофила представляет собой связанную общей идеей и общей ценностью структуру. Книги в ней дополняют друг друга согласно некоторой "внутренней" логике, зачастую недоступной непосвященному. Не даром многие библиофилы говорят, что со временем библиотека начинает собирать себя сама (добавлю еще и не редкость появления внутренних, перекрестных смыслов внутри уже имеющейся коллекции).
Настоящего библиофила безусловно волнует редкость и цена книг, но лишь в той мере, насколько это касается предмета его собирательства, возможности иметь вожделенный экземпляр (притом на букинистических торгах эта книга может и вовсе стоить сущие копейки - для библиофила это скорее повод к радости, чем к огорчению). Как у всякого профессионала в библиотеке библиофила найдется место для справочников (чаще всего это библиографические описания и каталоги аукционов). Однако описывают эти справочники не что-то вовне, но книги которые и собирает библиофил. То есть направлены "внутрь" уже имеющегося собрания.

четверг, 13 февраля 2020 г.

Письма о письме

Письма о письме Буковски книга выделяющаяся даже среди других его книг. Жесткая, честная, правдивая (очевидно минимум авторской правки пошло на пользу этим текстам). В первых письмах ощущается даже некоторая манерность и бравирование своей неблагополучной жизнью, пьянством (бухлом как пишет сам Буковски), игрой на скачках. Порой письма представляют собой несвязный пьяный бред! Но, что у трезвого на уме, вдруг внезапно прорывается МЫСЛЬ! Яркая как магниевая вспышка. И обнажается душа пишущего. И вот за эти вспышки можно простить все (если вы уже успели обвинить). И хочется читать дальше. Я читал эту книгу год. Не потому, что она так уж тяжела, а потому , что после каждой такой вспышки нужно было прийти в себя (хотя сам Буковски скорее всего плюнул бы и послал по матери такой отзыв ;))

среда, 12 февраля 2020 г.

Ингвар и Ольха

Юрий Никитин Ингвар и Ольха
Что это? Фэнтези, история или историческое фэнтези пусть каждый решает для себя сам. Предупредить лишь хочу - любители фэнтези не найдут здесь ни волшебства, ни драконов или других магических существ. Любители истории найдут сто и еще одну ошибку (это не историческое бытописание и нисколько не претендует на него). Для исторического фэнтези книга слишком реальна, а для истории слишком "сказочна". Не претендуя на историческую достоверность и фоном добавив героев из своих фэнтезийных книг, соблюдая "правду жизни" и достаточно близко привязавшись к историческим реалиям мэтр рассказывает о становлении государства, с взрослении героев (Ингвар сын Рюрика и Ольха древлянская). О том, что вместе лучше чем врозь. О долге, чести и доверии. Правильная книга.