понедельник, 25 июня 2018 г.


      Для книголюба, как и для любого другого увлеченного человека важным является общение с такими же, как он любителями чтения. В Советское время существовали  Всесоюзное добровольное общество любителей книги, Всесоюзное общество "Книга", Международное сообщество книголюбов - организации сколь серьезные, столь и зачастую малоэффективные для рядового читателя. Хотя для юных и не испорченных цинизмом круглый красно синий значок и красная членская книжка, куда нужно было вклеивать марки об оплате членских взносов, совсем как у взрослых, некоторое время вызывало чувство гордости и сопричастности к  чему-то большому и значимому. Увы, на местах всё было не столь радужно.  Жизнь "книжных сообществ" на местах, что вполне естественно, очень сильно зависела от организаторских способностей, увлеченности и желания. Сочетание редкое во все времена. Количество кружков, клубов и прочих "низовых ячеек" очень быстро сократилось до почти незаметного минимума. Возможно, я пристрастен и не ведаю всей картины, но читая в последнее время большое количество библиофильской литературы и особенно воспоминаний книжников Советской поры вижу именно такую картину.
    На первый, да и на второй взгляд как мне кажется сейчас ситуация несколько лучше. В крупных городах живут и здравствуют пусть не большие, но достаточно увлеченные сообщества Клубы "совместного чтения". В городах поменьше при наличии интернета не составляет большого труда найти сетевой интернет клуб по душе. Возможно в будущем, при наличии свободного времени, я даже сделаю обзор подобных клубов.
   К сожалению, при всем многообразии найти по настоящему своё для меня оказалось довольно трудной задачей. "Очные" клубы, как правило, собираются в достаточно не удобное для меня время. Достаточно длительные ежедневные "путешествия" и плавающий "педагогический" график, оставляющие изрядно времени на чтение, при этом и ограничивают возможность активного участия во встречах. Достаточно удивительным но долгое время не находилось и онлайн клуба по душе. Как площадки для обсуждения конкретного вопроса, поиска книги, рабочий инструмент, но ведь это не то, что ждешь от книжного клуба.
   Тем не менее, вот уже пол года я прижился в маленьком интернет клубе-сообществе «KA.book обсуждалка». Наш чат уже обзавелся парой достаточно интересных традиций - каждый вторник день литературных загадок и если первые вторники большая часть загадок придумывалось исключительно мной, то теперь иногда не  хватает и дня, чтобы решить загадки всех желающих. В пятницу происходит Книжное гадание. А последняя неделя месяца посвящена выбору книги на следующий месяц (голосование тайное). Как правило, книги предлагаются всеми участниками, по одной книге от каждого. Но в этот раз своеобразным признанием стала просьба сообщества  составить  "Список книг" для июльского голосования.
   Это была поистине не простая работа. На моей "мысленной полке" гораздо большее количество книг, ожидает своей очереди, чем я  могу представить на голосование "почтеннейшей публики". Кроме того при выборе стоило помнить еще вот о чем.
1. Июль, лето, жара - давать в список тяжелую книгу неоправданно.  Грозит отторжением действительно хорошему произведению.
2. Книга должна быть  интересной и полезной - очень ответственное это дело рекомендовать книголюбам книгу.
2. Довольно большое количество книг стоящих на моей полке достать трудно. В магазинах Уже не продаются. А в электронных  библиотеках они либо еще не появились, либо по причине малой популярности у массового читателя вряд ли появятся в ближайшее время.
Закрывая глаза, я мысленно раз за разом бродил вдоль книжных полок, снимал один томик, другой. Вчитывался в строки и думал. Каждую книгу я представлял в руках своих одноклубников и....либо вписывал в длинный список, либо ставил обратно на полку, чтобы потом, возможно снять ее вновь, и вновь поставить. И так почти целый месяц. К сожалению (или к счастью) сразу пришлось исключить книги отсутствующие в книжных магазинах и интернет библиотеках. Но и без этого выбор был не прост.  И вот он список, который завтра будет представлен на суд и голосование. Две сказки фантазии, две исторических книги (мемуары и исследования), две психологических книги (одна совсем новая вышедшая не более месяца назад, другой без малого почти пол века), две книги о книгах (этот выбор был особенно труден), две книги художественного чтения и добавленная почти в последний момент одиннадцатая философская.
     Надеюсь, даже если книга не будет выбрана, просто знание о ее существовании пригодиться в будущем. Почти уверен, что некоторые книги не наберут и одного голоса. Знаю, что буду болеть за каждую и, тем не менее, выбор будет неожидан, и он довольно много мне скажет о нас.

  1. Кай Майер  Время Библиомантов. Начало Пути - сказка/фантастика
  2. Скарлет Томас Наша трагическая вселенная - фантастика/сказка
  3. Егор Классен Древнейшая история славян и славяно-руссов - история
  4. Дурова Записки Кавалерист девицы - история
  5. Андрей Курпатов  Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!- психология
  6. Владимир Леви - Искусство быть собой - психология
  7. Герман Гессе Магия книги - о книгах
  8. Мортимер Адлер - Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений  - о книгах
  9. Габриеле Зевин Повседневная логика счастья - художественное чтение
  10. Ричард Бах  Гипноз для Марии - наверное, художественное чтение
  11. Люк Ферри Краткая история мысли - философия

воскресенье, 17 июня 2018 г.


   Не так давно общаясь с друзьями книголюбами, я вскользь упомянул о "книжных потоках" и "книжных сериях". Естественно получив недоуменный вопрос: 
- О чем ты?
     Решил сформулировать эти термины в письменном виде, тем более что это должно и мне помочь лучше понять себя (познай самое себя, говорили древние, и они определенно были правы). Так вот, для меня вполне обыденным и привычным является чтение  от двух до четырех произведений  параллельно друг другу.  У меня обычно можно выделить три книжных потока:
1. То, что читать должно - статьи, учебники, (некоторые перечитываешь каждый год), монографии, студенческие работы
2. То, что читать нужно (и хочется) - книги по философии, библиофилии, истории, "умная"  художественная литература, стихи.
3. То, что просто хочется - легкая фантастика и беллетристика (последняя крайне редкий гость у меня), сказки, книги уже прочитанные не одни и не два раза.  
    К сожалению, вынужден констатировать, что порою впадаю в "книжную зависимость" и просто не могу не читать. Однако интеллектуальная перегрузка, увы, дает о  себе знать, и временами я просто не способен воспринимать сколько-нибудь серьёзные тексты. В эти периоды "третий поток" значительно усиливается. В силу профессиональной  специфики, в середине лета почти совсем замирает первый. 
      С "книжными сериями" все гораздо проще. Как правило, в каждом потоке я читаю подряд несколько книг одной направленности или жанра. Историческую литературу сменяет книговедение, а ее место в свою очередь занимает поэзия. Научная фантастика, фэнтези, сказки так же идут "сериями", причём количество произведений в одной серии совершенно не определяемо.
        Ну а помимо всех этих потоков и серий (вот что бывает, когда ИТишник инженер пытается классифицировать  такой творческий процесс как чтение) есть у меня привычка, как и большинства знакомых мне книголюбов, просто полистать книги в качестве отдыха, выхватывая, где строку, где абзац, а где и несколько страниц кряду. Но об этом я, кажется уже писал.

понедельник, 11 июня 2018 г.


    Черно белая книга с трубящим ангелом на обложке. Сказки старого Вильнюса Макса Фрая издательства Амфора. Книга, выбранная судьбой (в виде онлайн генератора случайных чисел) для чтения нашим маленьким клубом в этом месяце. 24 истории всего под этой обложкой. 24 грани, грани между сном и явью, между чудом и обыденностью, между мистикой и реальностью. По какую сторону этой грани быть, каждый раз решать вам. Прыгает по самым обычным волшебным классикам, нарисованным на асфальте улицы Ашмянос самая обычная девочка, куда приведет ее следующий прыжок. Гуляет по проспекту Гедиминаса совершенно черный кот, нарисованный странным художником. На улице Диджои в кафе старик рассказывает абсолютно правдивые истории, что нашептывает ему ветер. На улице Пилимо добрая полиция поможет вам и во сне и на яву или просто присниться.  А на Швенто Йоно можно найти памятник самому обычному Фонарщику без фонаря и быть может он, приняв от вас новый фонарь, даст вам шанс сделать выбор заново. Приснились ли эти истории, как водиться Максу во сне пока он/она/они бродил/бродила/бродили по улочкам старого Вильнюса или они произошли с кем-то еще в прошлом, будущем и настоящем. Каждому из нас/вас решать самому. Вот только у меня после прочтения каждой истории звучит в голове песенка из Кэрроловской Алисы
Этот рассказ мы с загадки начнем
— Даже Алиса ответит едва ли:
Что остается от сказки потом
— После того, как ее рассказали?
Где, например, волшебный рожок?
Добрая фея куда улетела?
А? Э-э! Так-то, дружок,
В этом-то все и дело.
Они не испаряются, они не растворяются,
Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне,
— В Страну Чудес волшебную они переселяются.
Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране…
Много неясного в странной стране
— Можно запутаться и заблудиться…
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться
   Те, кто не знаком с Максам Фраем будьте осторожны. Эти истории могут вызвать привыкание. Те, кто знает и любит Макса Фрая, будьте осторожнее, количество граней в этом лабиринте так велико, что легко можно заблудиться и потерять "своего" Макса Фрая.

суббота, 9 июня 2018 г.


    Стихи. Почему-то в моём сознании люди, читающие и понимающие стихи, всегда стояли чуточку выше тех, кто читал только прозу. Наверное, поэтому к сборникам стихов я в детстве и юности относился с большим пиететом, чем к другим книгам (исключение составляли, пожалуй, только энциклопедии, да и то не все). Я закрываю глаза и вижу их, поэзию на моих книжных полках. Вот стоят рядом Пушкин и Лермонтов - обязательные в библиотеке каждой интеллигентной советской семьи. Желтый и зеленый потертые томики в бархатных подарочных переплетах, помню их столько же сколько и себя, наши неизменные спутники во всех переездах, всегда гордо занимающие место в первом ряду книжной полки. Серая лаковая, уже разваливающаяся в руках Советские поэты, с крупными белыми и красными именами на обложке. Переплетенный прадедом Некрасов и рядом шоколадный "волшебный том" Шекспира - книги вызывающие гордость за предков и эмоциональный подъем. А на соседних два желтых разрозненных томика Шекспира из многотомного собрания сочинений. В ту пору я посмотрел американский фильм "Человек эпохи возрождения" и показанный там фрагмент спектакля Генрих V так меня поразил, что я бросился разыскивать это издание. Отдельного издания не нашел, но по случаю на распродаже купил эти два тома (причем в начале ошибившись, первым взял том с Генрихом IV). Рядом с Шекспиром зеленый с золотом Петрарка, по даренный отцом на день рождения и бордовый подарочный том Иллиады Гомера, заменивший потрепанное в военторге, в одном из гарнизонов ЗГВ издание серии Классики современники (оно, кстати, не потерялось, просто, переехало на дачу). Черно белый двухтомник Высоцкого и черный сборник стихов Киплинга - именно та книга, что открыла мне мир Киплинга за пределами "Маугли" и буквально влюбила в его поэзию. Синий блестящий том Гумилева.  Во втором ряду притаились Родные поэты, еще один Киплинг (в серии для учителей литературы), Батюшков, Есенин, Ахматова, Цветаева, Северянин (последний однотипен с изданием Гумилева и покупался больше для мамы). В соседнем шкафу живут Классики современники - Беранже и Лирика XIX века, а рядом Рождественский, Рембо и третий Киплинг - познакомивший меня с таким понятием как плохой перевод (благодаря этому и оставленный, но убранный как можно дальше). Омар Хаям в большом и карманном формате, достаточно часто покидают полки и переселяются на прикроватный столик. И естественно отдельное почетное место выделено под книги полузабытого  советского поэта, моего тезку Игоря Кобзева - маленькую серую книжицу Шпага чести я разыскивал без малого 30 лет, Радонежье подарила мамина сестра, ну а коричневы сборник "остальных" стихов, просто оказался перед глазами на одном из развалов, и, учитывая мою любовь к этому поэту, естественно переселился в мой книжный шкаф. Нашлось на моих полках место и довольно редкому (пусть и не относящемуся к категории библиографической редкости) изданию Стивенсона (в белой мягкой обложке) -  открывшему для меня Стивенсона поэта, оказалось перу создателя Черной стрелы,  Острова сокровищ  и Принца Флоризеля принадлежат великолепные стихи - Реквием, Баллада о вересковом меде.
     Уверен, что если открыть глаза и дойти до книжных полок, то наверняка найдутся еще книги со стихами, которые я позабыл упомянуть. К сожалению и легкому стыду, довольно редко они покидают свои места в шкафу, а заходя в книжный магазин я, как правило, прохожу мимо полок с поэзией. Но все же, иногда, поэтический мир притягивает меня к себе, и погружает в пучину стихотворных строк. А то, что бывает это не часто, это ведь не беда правда друзья? 

суббота, 2 июня 2018 г.


     У меня достаточно "странная реакция" на умственную усталость. В определенный, критический, момент я вместо прозы начинаю говорить стихами. Не сочинять стихи, а именно изъясняться в стихах. Когда же ситуация не столь острая, но усталость носит скорее "хронический" характер - начинаю больше читать. При том читаю я не что-то новое а раз за разом перечитываю уже знакомые произведения. Далеко не всегда это делается от начала к концу, достаточно часто чтение происходит фрагментарно, избранными фрагментами. Я как будто ищу что-то в этих давно уже известных строчках. А быть может это погружение в уже изученный до последней запятой текст имеет легкий наркотический эффект? Чаще всего в такой "круговорот" попадает лёгкая или не очень фантастика. Случается мне перескакивать с текста на текст, не ища, но находя логичные или алогичные взаимосвязи там где их нет....или там где о них не подозревал раньше. Бывает, что вместо фантастики в руки берется и вовсе удивительная для такой ситуации литература - путеводители, философия, психология и даже учебники по программированию. С этой точки зрения совсем по другому видится и картина немецкого художника и поэта Карла Шпицвега "Книжный червь". 

пятница, 1 июня 2018 г.

Чуть меньше года назад я уже упоминал о книжном приключении, приведшем к появлению в моей библиотеки этой маленькой книжечки. Сегодня хочется рассказать о нем более подробно. Трудился я в ту пору деканом факультета Информационных технологий в образовании МГПИ. Количество бумаг требующих внимания, заполнения и подготовки в преддверии очередной аккредитации просто зашкаливало. И вдруг, случилось это примерно в полдень, возникло странное желание, прочесть Рубаи. Казалось бы, ничего проще, слегка отвлечься от работы, найти в интернете сайт с книгами и прочесть желаемое. Однако не тут то было! Нет, сайт нашелся быстро, но, увы, стихи с экрана не только не удовлетворили моего желания, но и сильнее разожгли поэтическую жажду. Дома на полках у меня стоит прекрасное издание Омара Хаяма, так что решено было потерпеть и устроить вечером сеанс поэтического чтения. Желание прочесть эти рифмованные строки о вине, мудрости, жизни и смерти становилось сильнее с каждым часом и достигло своего пика в конце рабочего дня. Выйдя вечером на улицу, и пройдя несколько метров в сторону метро, не выдержал, едва ли не бегом направился к ближайшему книжному (по давней традиции всегда знаю, где он расположен). В тот раз это был Читай город на Сухаревской. Уже не очень хорошо помню, почему выбрал именно это издание, скорее всего оно просто первым попалось на глаза. Помню только Огромное облегчение, когда в метро, на вокзале, в электричке я буквально глотал эти строки:

"Вино пить - грех". Подумай, не спеши!
 Сам против жизни явно не греши. 
В ад посылать из-за вина и женщин? 
Тогда в раю, наверно, ни души.

Домой в тот раз не смотря на тяжелый день я вернулся почти отдохнувший