вторник, 15 июня 2021 г.

Художественные книги ПРО книг

 Читая разнообразные художественные книги героями которых являются книги, книжные магазины, библиотеки  время от времени возникают одни и те же мысли, но с "разных сторон".

Художественные книги о книгах условно можно разделить на несколько частей:

Реалистичные (Читалка, Повседневная логика счастья, Книжная лавка, Клуб любителей книг и пирогов их картофельных очистков.... ).  Однако среди них есть как те в которых книги встроены в повествование так, что их нельзя заменить другой сущностью, они неотъемлемая часть повествования.  Как героев "Моби Дика" нельзя себе представить иначе чем в море, на корабле, так действия в книге "Круглосуточный книжный мистера Пенумбры" могут происходить только в книжном магазине (ну или в библиотеке). В других произведениях -  книги лишь антураж, их вполне можно заменить на что нибудь иное (например герои "Книжной лавки" вполне могли работать в лавке скорбяных товаров, на логику произведения это бы почти не повлияло).  И каждый раз возникает вопрос, можно ли как-то  оценить значимость книги для повествования кроме как полагаясь на личные  ощущения?

Есть книги детские и фантастические. Но если про иные можно точно сказать "не детская" (Борхес "Вавилонская библиотека") , про другие "детская" ("Лис в библиотеке"
).
 То вот про многие однозначно сказать  сказочные они или фантастические бывает не всегда просто. И где та грань что отличает детскую сказку от вполне взрослой фантазии? А есть среди них и те которые только притворяются фантастическими (Круглосуточный  книжный...). Есть с "элементами" фантазии или даже мистики. И какой "библиотечный шифр" уместно было присвоить таким книгам вопрос интерсный.

Мысли обо всем этом у меня много, но если умные и начитанные люди  выскажут свое мнение будет здорово)))